ruhynlenkadeltpluk

Большая работа была проделана Международной организацией по стандартизации ISO в июле этого года. В нескольких комитетах происходила разработка и пересмотр базовых стандартов на различные системы менеджмента.

В частности, речь идет о стандарте ISO/CD 45001 «Occupational health and safety management systems — Requirements» («Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – Требования»), который в перспективе заменит существующий стандарт OHSAS 18001:2007, разработанный Британским институтом стандартов (BSI). По проекту данного документа, который был представлен 283 Техническим комитетом ISO, 18 июля было начато изучение и голосование.

Также были вынесены на голосование базовые стандарты ISO 9000 и ISO 9001, описывающие термины, определения, принципы и требования для построения систем менеджмента качества. Их очередной пересмотр находится на стадии DIS (проект международного стандарта). На этом этапе все заинтересованные стороны могут сообщить свое мнение, которое будет учтено до публикации их окончательной редакции в конце 2015 года. Документы можно приобрести на официальном сайте ISO.

Хотим напомнить, что основные изменения в новом проекте стандарта ISO 9001 относятся к его формату и повышению акцента на рисках. Они включают:

  • единую общую структуру, используемую во всех стандартах на системы менеджмента, которая позволяет внедрять более одного стандарта;
  • требования к идентификации рисков и управлению рисками;
  • требование к высшему руководству по более активному участию в согласовании политики качества с потребностями бизнеса;
  • ряд изменений в терминологии.

Данным комитетом также был пересмотрен и опубликован стандарт ISO 10002:2014 «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами в организациях».

ISO 10002 дает руководящие указания относительно процесса рассмотрения жалоб, связанных с производством продукции в организации, включая планирование, проектирование, эксплуатацию, обслуживание и совершенствование. ISO 10002:2004 не применяется к спорам, разрешение которых осуществляется за пределами организации, в том числе в рамках действующего законодательства и нормативных требований, и к трудовым спорам. Он предназначен для использования организациями всех размеров и во всех секторах экономики, в том числе для предприятий малого бизнеса.

Стандарт совместим с ISO 9001 и ISO 9004, и поддерживает цели этих двух международных стандартов, но может быть использован и независимо от них. Он также совместим с ISO 10001, ISO 10003 и ISO 10004, которые могут быть использованы самостоятельно или в сочетании друг с другом. При совместном использовании ISO 10001, ISO 10003, ISO 10004 и данного стандарта организация может создать более широкую и комплексную основу для повышения удовлетворенности клиентов через кодексы поведения, процессы рассмотрения жалоб, разрешения и мониторинга споров и измерения удовлетворенности клиентов.

В ISO 10002:2014 описаны следующие аспекты рассмотрения жалоб:

  • повышение удовлетворенности потребителей путем создания среды, ориентированной на клиента, открытой для обратной связи (в том числе жалоб) и решения любых споров;
  • участие в данном процессе топ-менеджмента и обеспечение надлежащими ресурсами, в том числе организация обучения персонала;
  • признание и удовлетворение потребностей и ожиданий заявителей;
  • обеспечение заявителей открытой, эффективной и понятной информацией, используемой в процессе рассмотрения жалоб;
  • анализ и оценку жалоб с целью улучшения качества продукции/услуг и обслуживания клиентов;
  • аудит процесса обращения с жалобами;
  • анализ эффективности и результативности процесса обращения с жалобами.


207 Техническим комитетом, который занимается вопросами экологического менеджмента, пересматривается стандарт ISO 14004 «Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по принципам, системам и способам обеспечения» (стадия проекта комитета), который дополняет требования стандарта ISO 14001 и представляет собой руководство по созданию, внедрению, применению и совершенствованию системы экологического менеджмента и ее координации с другими системами менеджмента. Подкомитетом SC 4 «Оценка характеристик окружающей среды» ведется разработка нового стандарта ISO/CD 14034 «Environmental management — Environmental technology verification (ETV) and performance evaluation» («Экологический менеджмент – Экологическая технологическая проверка (ETV) и оценка эффективности»).

Кроме того, данным комитетом в этом месяце был опубликован стандарт ISO 14046:2014 «Водный след принципы, требования и руководящие указания».
В соответствии с терминологией стандарта «водный след» – это величина(ы), которая представляет количественную информацию о потенциальных экологических последствиях, связанных с водой.

ISO 14046 устанавливает принципы, требования и дает руководящие указания, связанные с оценкой водного следа продукции, процессов и организаций, основанной на оценке жизненного цикла (LCA) в соответствии с ISO 14044, в том числе требования и руководство по проведению и формированию соответствующей отчетности. Такая оценка может быть модульной, т.е. измерять водный след на каждой из стадий жизненного цикла продукции отдельно. Она также позволяет выявить потенциальные воздействия на ОС, связанные с водой, определить количество использованной воды и изменение ее качества. Кроме того, использование методики по оценке водного следа, представленная в стандарте, использует гидрологические знания и включает в себя соответствующие географические и временные измерения.

Оценка водного следа, представленная в ISO 14046 может помочь в:

  • оценке масштабов потенциальных воздействий на окружающую среду, связанных с водой;
  • выявлении возможностей для сокращения потенциальных экологических последствий, связанных с водой, на различных этапах их жизненного цикла продукции, а также в процессах и организации;
  • стратегическом управлении рисками, связанными с водой;
  • содействии эффективности использования водных ресурсов и оптимизации управления водными ресурсами при производстве продукции, в процессах и на различных организационных уровнях;
  • информировании лиц, принимающих решения на уровне правительственных или неправительственных организаций, о потенциальных воздействиях на окружающую среду, связанных с водой (например, для целей стратегического планирования, определения приоритетов, решений об инвестировании и пр.);
  • обеспечении предоставления последовательной и достоверной информации на основе научных данных для формирования отчетности о результатах оценки водного следа.

Необходимо также напомнить, что оценка водного следа отражает лишь часть воздействий на окружающую природную среду, связанных с производством продукции, функционированием отдельных производственных процессов и организации в целом.

223 ТС, занимающийся вопросами социальной безопасности, продолжает разработку стандартов данной серии. В июле на стадию DIS перешел стандарт ISO/CD 22316 «Societal security — Organizational resilience — Principles and guidelines» («Организационная устойчивость - Принципы и руководящие указания»).

Этим же комитетом был опубликован стандарт ISO 22397:2014 «Руководящие принципы для установления партнерских соглашений». Стандарт устанавливает руководящие принципы для установления партнерских соглашений между организациями для совместного управления событиями, влияющими на общественную безопасность. Документ включает в себя принципы и описывает процессы планирования, разработки, внедрения и пересмотра таких партнерских соглашений.

Комитетом JTC 1 совместно с Международной электротехнической комиссией IEC, занимающихся вопросами информационных технологий и их безопасности, также было подготовлено для голосования несколько проектов стандартов и опубликовано три новых стандарта, а именно, ISO/IEC 27018:2014, ISO/IEC 27036-2:2014, ISO/IEC 20006-1:2014.


По материалам сайта https://www.iso.org

ООО «ИНТЕРСЕРТ-УКРАИНА»