ruhynlenkadeltpluk

altИногда потребители предлагают поставщикам провести аудит функционирования СМК их предприятий.

В связи с этим у поставщиков возникает вопрос о правомочности проведения таких аудитов и о том, нужно ли проводить потребителю аудит, если поставщик сообщил ему о том, что его система менеджмента качества сертифицирована и в качестве подтверждения предоставил сертификат соответствия, выданный уполномоченным на это органом.

Отвечая на эти вопросы можно сказать, что такой аудит правомочен, если он предусмотрен договором на поставку. Но, как правило, в договорах на поставку нет требования проведения аудита потребителями. Однако «неправомочность» аудита, а также наличие сертификата соответствия не могут служить основанием для отказа потребителю в проведении аудита, если поставщик заинтересован в долгосрочном сотрудничестве и улучшении своих производственных показателей.

Поставщики входят в число сторон, заинтересованных в успешном бизнесе потребителей их продукции, поэтому должны предпринимать со своей стороны действия, способствующие развитию бизнеса потребителей. Например, осуществлять поставки точно в срок, улучшать качество продукции, снижать себестоимость и цену, чтобы обеспечить конкурентоспособность потребителей. Аудит потребителя должен способствовать этому, т.к. может вскрыть дополнительные потенциалы улучшения деятельности и продукции поставщика.

Реализация этих потенциалов, в свою очередь, улучшает положение поставщика на рынке, т.к. его продукция по своим показателям будет лучше продукции его конкурентов и, следовательно, будет пользоваться большим спросом на рынке.

Наличие сертификата на СМК не освобождает поставщика от ответственности удовлетворять требования потребителей. Он должен демонстрировать потребителю результативность функционирующей СМК и свои достижения в улучшении технологии и качества продукции.

Нельзя сказать, что аудит, проводимый представителями второй стороны – это что-то новое во взаимоотношениях поставщика и потребителя. Известно, например, что эта процедура применялась при строительстве АЭС, когда заказчик (АЭС) или его генеральный подрядчик требовали от потенциальных поставщиков и субподрядчиков предоставления «Программ качества» и, с выездом на место, осуществляли проверку состояния оборудования, технологии и системы контроля. И только после положительных результатов анализа «Программ качества» и проверки на месте предприятие включалось в число поставщиков.

Аналогичная процедура применяется в отношении поставщиков для авиастроения. Справедливости ради следует отметить, что предприятия других отраслей промышленности также проводят аудиты своих поставщиков. Например, металлургические компании аудитируют поставщиков огнеупоров и металлургического оборудования. Можно ожидать, что аудит, проводимый представителями второй стороны, со временем будет получать все большее развитие. Но важно «ребенка не утопить в купели». Как-то пришлось познакомиться с программой аудита, проведенного представителями второй стороны. Она представляла точную копию плана аудита органа по сертификации.

На вопрос: «Дали ли предприятию что-либо полезное результаты аудита?» - последовало молчание. Очевидно, что такая же реакция на вопрос была бы и у поставщика.

altПрограмма аудита, проводимого представителями второй стороны, должна быть в большей степени ориентирована на технологический процесс производства продукции, систему технического обслуживания и ремонта оборудования, систему контроля технологии, сырья, материалов, продукции и документирования результатов контроля. Если ориентироваться на положения стандарта ISO 9001, то это, прежде всего, проверка выполнения требований пунктов 6.3, 7.4.3, 7.5, 7.6, 8.2.3, 8.2.4, 8.3, 8.5.2. применительно к производству конкретной продукции. Поставщику полезно, готовясь к аудиту, разработать план качества (в понимании п.3.7.5 ISO 9000:2005) производства этой продукции. Уже на стадии его разработки поставщик может обнаружить ряд «белых пятен», неуправляемых зон, устранение которых приведет к улучшениям.

Аудит СМК со стороны потребителя – это не зло, а благо для поставщика, бесплатный способ получения рекомендаций по улучшению и грех им не воспользоваться.

Автор: Д.А. Турсунов – сеньор-аудитор ISO 9001

ООО «Интерсерт Украина»

ООО «ИНТЕРСЕРТ-УКРАИНА»