ruhynlenkadeltpluk

Как и прежде ISO 9001 остается наиболее популярным международным стандартом, обеспечивающим внедрение систем менеджмента качества в любых организациях различных отраслей и секторов экономики. Понятно, что для каждого направления деятельности существует своя специфика внедрения требований данного стандарта. Именно поэтому, в связи с возросшим интересом к стандарту ISO 9001 у государственного сектора, 176 Техническим комитетом Международной организации по стандартизации были разработаны и в феврале 2014 года опубликованы два документа. Это стандарт ISO 18091:2014 для местных органов власти и техническая спецификация ISO/TS 17582:2014 для избирательных органов, ответственных за организацию и администрирование выборов.

По-мнению экспертов ISO, участвующих в разработке данных стандартов, только слаженная работа местных органов власти, которая особенно важна в экономически сложные времена, может обеспечить эффективное управление существующими ресурсами и процессами в госсекторе, как единой системой.

nedostatki-v-raboteСтандарт ISO 18091:2014 «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по применению ISO 9001:2008 в местных органах власти» был разработан для органов местного самоуправления, чтобы предоставить рекомендации по внедрению системы менеджмента качества согласно требованиям ISO 9001:2008, обеспечить устойчивое экономическое процветание и социальное развитие общества, а также создать надежные и устойчивые процессы функционирования госсектора на местном, региональном и национальном уровне. Все руководящие принципы, приведенные в ISO 18091:2014 являются универсальными и применимы ко всем местным органам власти, независимо от их типа, размера и осуществляемой деятельности (предоставляемых услуг).

О каких же процессах говорит данный стандарт? Понятно, что в первую очередь речь идет об управленческих процессах, однако не надо забывать, что местные органы власти являются важными поставщиком услуг, которые включают образование и здравоохранение, предоставление коммунальных услуг, услуг муниципального транспорта, гражданскую защиту и пр. Их деятельность также включает в себя процессы управления документацией, поставкой продукции и любые другие процессы, необходимые для эффективного функционирования системы менеджмента качества.

В Приложении А. данного стандарта приведены типичные примеры процессов местного самоуправления, а именно:

  • стратегические процессы управления, определяющие роль органов местного самоуправления в социально-экономической среде;
  • процессы обеспечения ресурсами для предоставления продукции/услуг ;
  • процессы необходимы для поддержания рабочей среды;
  • процессы подготовки, пересмотра и актуализации планов развития и программ работы;
  • процессы мониторинга и измерения качества предоставления продукции/услуг, процессов и СМК в целом;
  • процессы взаимодействия с внутренними и внешними заинтересованными сторонами;
  • процессы по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций и реагированию на кризисы.

Для определения масштабов и зрелости СМК, процессов и продукции/услуг местных органов власти стандарт предлагает использовать диагностическую методику, приведенную в Приложении Б., которая является предпочтительной отправной точкой для пользователей настоящего стандарта.

Ясно, что ненадлежащее функционирование процессов или некачественно предоставленные услуги могут привести к множеству проблем для населения. Поэтому полное или частичное применение положений стандарта ISO 18091:2014 в местных органах власти позволит им управлять своей деятельностью таким образом, чтобы оправдать ожидания и удовлетворить потребности отдельных граждан и местного сообщества в целом. Кроме того,  применение положений данного стандарта:

  • расширит полномочия граждан и повысит степень их доверия к органам власти;
  • обеспечит прозрачность работы и соблюдение правовых норм органами местного самоуправления;
  • улучшит взаимодействие между политическими, социальными и техническими структурами местных органов власти;
  • позволит местным органам более эффективно взаимодействовать с органами власти на национальном и международном уровне.

Необходимо также подчеркнуть, что стандарт ISO 18091:2014 не предполагает проведения процедуры сертификации и является рекомендательным. Использование положений ISO 18091:2014 повысит эффективность внедрения и функционирования системы менеджмента качества, которую местные органы власти, если того пожелают, могут сертифицировать на соответствие требованиям ISO 9001:2008.

Свободные и честные выборы – это фундаментальная основа демократической политической системы. А ее устойчивость зависит от качества, открытости и эффективности услуг по проведению выборов (избирательных услуг), конечной целью которых является избрание ответственных лиц, занимающих государственные посты и влияющих в дальнейшем на политическую стабильность, защищенность и уровень жизни населения.

kachestvoТехническая спецификация ISO/TS 17582:2014 «Особые требования по применению ISO 9001:2008 для избирательных органов на всех уровнях власти» устанавливает требования к системе менеджмента качества, построенной согласно требованиям ISO 9001 в узкоспециализированном электоральном контексте, для избирательных органов, которые:

  • нуждаются в демонстрации своей способности управлять выборами путем тайного голосования для получения надежных, прозрачных, свободных и справедливых результатов, соответствующих требованиям избирателей;
  • в пределах установленных нормативно-правовых требований, стремятся повысить уровень доверия граждан, кандидатов, политических организаций, а также других заинтересованных в выборах сторон посредством эффективного функционирования системы менеджмента качества избирательных органов, включая процессы постоянного улучшения.

Основная цель ISO/TS 17582:2014 – повышение доверия общества к избирательным органам, ответственным за организацию и администрирование выборов, через обеспечение прозрачности, улучшение планирования и повышение эффективности процедур по проведению выборов, а именно:

  • регистрации избирателей, которая является одним из необходимых условий для определения круга избирателей, имеющих согласно законодательству право голоса, и создания избирательного процесса;
  • регистрации политических организаций и кандидатов, позволяющей юридически оформить их участие в избирательном процессе в соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями и обеспечить государственное финансирование избирательных кампаний;
  • избирательной логистики, в том числе для эффективного распределения избирательных материалов, создания избирательных участков и предоставления оборудования для голосования;
  • голосования;
  • подсчета голосов и объявления результатов, являющихся задачей первостепенной важности, так как результаты голосования отражают волю избирателей, а декларация результатов является юридически обязательным завершением процесса, с помощью которого избирательный орган провозглашает результаты выборов;
  • осведомленности избирателей о различных этапах выборов, чтобы информация, касающаяся кандидатов, способов и мест голосования была доступна избирателям до начала выборов;
  • контроля финансирования избирательных кампаний;
  • разрешения разногласий, в том числе  жалоб и обращений избирателей,  должно быть справедливым и своевременным.

vybory-with-iso-17582Требования ISO/TS 17582:2014 распространяются на период проведения выборов, в том числе на пред- и послевыборную деятельность или процессы. Данная техническая спецификация применима для всех избирательных органов на местном, региональном или национальном уровне, участвующих в любом аспекте избирательного процесса, независимо от того, являются ли они постоянными или временными организациями, созданными в поддержку того или иного периода выборов.

По мнению специалистов Международной организации по стандартизации ISO «…избирательные органы, решившие внедрить данный стандарт, могут получить ряд преимуществ. ISO/TS 17582 способствует повышению качества и эффективности организации и управления всем электоральным циклом. Он также обеспечивает гибкую структуру, позволяющую осуществлять процесс непрерывного улучшения работы избирательных органов с целью адекватного реагирования на различные вызовы в ходе администрирования выборов. Кроме того, сертификация на соответствие требованиям ISO/TS 17582 демонстрирует общественности приверженность избирательного органа к обеспечению прозрачности выборных процедур, тем самым, укрепляя общественное доверие к ним».

Внедрение и прохождение процедуры сертификации на соответствие требованиям технической спецификации ISO/TS 17582:2014, как обычно является добровольным.

При разработке данных стандартов была учтена лучшая практика по построению СМК организаций государственного сектора в странах с развитой демократической системой, однако сможет ли внедрение требований ISO 18091 и ISO/TS 17582 обеспечить легитимность, прозрачность и эффективность работы избирательных органов и органов власти на благо граждан любой страны – вопрос времени.

 

В статье использованы материалы сайта http://www.iso.org
Автор: В.О.Савина

ООО «ИНТЕРСЕРТ-УКРАИНА»