ruhynlenkadeltpluk

О МЕТОДИКЕ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ОЦЕНКИ

Часто задают вопросы «Не приведет ли практика аудита поставщиков потребителями к замене процесса сертификации СМК?» или «Почему нас должен проверять потребитель, если эту проверку ежегодно осуществляет независимая третья сторона в рамках сертификационных и наблюдательных аудитов?»

Смеем ответить, что нет. Более того утверждаем, что проверка поставщика потребителем является одним из основных механизмов реализации принципа качества «Взаимовыгодные отношения с поставщиками», т.к. в конечном счете, решает задачу повышения способности обеих сторон создавать материальные ценности. Последнее возможно только, если потребитель применяет эффективные процессы оценки, выбора и мониторинга поставщиков, а высшее руководство обеих сторон применяет подходы, позволяющие уравновесить краткосрочную выгоду с долгосрочной перспективой сотрудничества, и поощряет планы поставщика и совместные планы для достижения взаимной выгоды.

К сожалению, существующая практика оценки и мониторинга поставщиков далека от вышеизложенного подхода. – Тендерные комиссии, как правило, оценивают и выбирают поставщиков по двум критериям – цена и условия оплаты, а аудиты поставщиков проводятся по накатанной тропе аудитов сертифицирующих организаций. В первом случае преследуется цель получения сиюминутной выгоды, что не поощряет поставщиков к сотрудничеству, а во втором – аудит носит обзорный характер и не выявляет области совместной работы по улучшению. Следует помнить, что аудит второй стороной не преследует цель оценки соответствия поставщика требованиям стандарта ИСО 9001, а должен быть направлен на определение мест улучшения деятельности поставщика.

По нашему мнению, эта задача может быть успешно решена путем применения каскадной системы оценки поставщика, суть которой состоит в следующем. Определяются основные показатели оценки поставщика. В свою очередь, эти показатели также оцениваются системой своих показателей (субпоказатели -1-го уровня).

Субпоказатели 1-го уровня оцениваются значениями субпоказателей 2-го уровня и т.д. В конечном итоге глубина оценки может достигать отдельных операций на каждом рабочем месте.

Наиболее важным в такой системе оценки является выбор показателей и субпоказателей и определение их значимости. Субъективизма можно избежать, применяя с одной стороны командный метод выбора (когда решения принимаются командой, состоящей из разноплановых специалистов – конструкторов, технологов, коммерсантов, снабженцев, работников службы качества), а с другой стороны - использованием большего количества уровней субпоказателей (в этом случае даже несколько неточных ответов мало повлияют на конечный результат оценки показателей самого высшего уровня). Когда показатели и субпоказатели определены, аудиторам/экспертам остается только на основании данных полученных при аудите поставщика, проставить свою оценку каждого субпоказателя самого нижнего уровня.

Приведем пример оценки виртуального поставщика «Образец».

Анализ показателей ограничим субпоказателями 1-го уровня.

Оценку поставщика и каждого показателя будем проводить по 100 балльной шкале. Классификацию поставщика и каждого показателя произведем по количеству набранных баллов:

  • А-86÷100 баллов,
  • В-70-85 баллов
  • С-50÷69 баллов.

В качестве основных показателей выберем коммерческий показатель и показатели качества продукции, логистики и технологии – каждый со своим набором субпоказателей разной значимости, выраженной в %.

Результаты оценки каждого показателя представлены в таблице 1, а поставщика в таблице 2.

Таблица 1

1. Коммерческий показатель

 

 

Субпоказатели

Оценка аудитора,

баллы (0÷100)

Значимость,

%

Результат оценки с учетом значимости

Комментарии / замечания аудитора / эксперта

1

2

3

4

5

Уровень цен

82

50

41

Нет стратегии снижения цен на продукцию

Прозрачность цен

70

20

14

Калькуляция не дает полного представления о формировании цен

Динамика затрат

75

20

15

Работа по снижению издержек практически не проводится

Условия платежа

10

10

1,0

Высокий уровень предоплаты

Итого:

71,0

 

2. Качество продукции

1

2

3

4

5

Количество претензий

99

70

69,3

Претензии составляют 0, 38% от общей массы поставок

СМК

76

10

7,6

Несоответствия:

1- менеджмент

2- технология

3- ремонт оборудования

Сотрудничество в области качества

80

20

16

Не выполнено предложение по упаковке и консервации продукции

Итого:

92,9

 

3. Логистика

1

2

3

4

5

Соблюдение сроков поставки

80

35

28

Не соблюдены сроки поставки в 2-х из 10 случаев

Качество товаросопроводительной документации

100

15

15

-

Соблюдение требований к качеству

80

35

28

Имело место 1 согласованное отклонение от требований

Отказ или задержка в приеме заказа

10

15

1,5

Задержка в подтверждении заказа № ХХ

Итого:

72,5

 

4. Технология

1

2

3

4

5

Ноу-Хау

65

27

17,55

Нет патентов. Нет инвестиций

Технический контроль

90

13

11,70

Не все параметры технологии, влияющие на качество, контролируются; объем выборки контроля не обоснован

Обмен информацией на стадии изготовления

50

3

1,5

Не предоставляется промежуточная информация о прохождении заказа

Документация тех. процессов

90

27

24,3

Один из техпроцессов не утвержден

Время тех. подготовки

75

13

9,75

Сравним с циклом изготовления

Открытость к внешним проверкам

60

17

10,2

Не проявлена инициатива

Итого:

74,8

 

Таблица 2

Рейтинг поставщика «Образец»

Показатели

Результат, баллы (0÷100)

Классификация показателей

Коммерческий

71

В

Качества продукции

92,9

А

Логистики

72,5

В

Технологии

74,80

В

Общий результат

77,80

В

В отличие от потребителя, основную ценность для поставщика представляет не столько итоговая оценка (в конце концов, можно и не попасть в вилку 50-100 баллов), сколько комментарии и замечания аудитора. Потому что в них содержатся указания по дальнейшему совершенствованию деятельности. Выполнив эти указания, поставщик получает возможность поднять свой рейтинг и стать постоянным поставщиком потребителя и не только того, который его оценивал.

Если обратиться к практике оценки поставщиков со стороны зарубежных потребителей, то в качестве основных показателей, помимо указанных, применяются также такие показатели как послепродажное обслуживание и быстрота реакции на запрос. Но значимость этих показателей ниже, чем использованных в нашем примере.

В заключение отметим, что существуют и другие методики оценки. Важно, чтобы каждая из них указывала на возможность дальнейшего улучшения деятельности.

Автор: Д.А. Турсунов – сеньор-аудитор ISO 9001

ООО «ИНТЕРСЕРТ-УКРАИНА»