О МЕТОДИКЕ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ОЦЕНКИ
Часто задают вопросы «Не приведет ли практика аудита поставщиков потребителями к замене процесса сертификации СМК?» или «Почему нас должен проверять потребитель, если эту проверку ежегодно осуществляет независимая третья сторона в рамках сертификационных и наблюдательных аудитов?»
Смеем ответить, что нет. Более того утверждаем, что проверка поставщика потребителем является одним из основных механизмов реализации принципа качества «Взаимовыгодные отношения с поставщиками», т.к. в конечном счете, решает задачу повышения способности обеих сторон создавать материальные ценности. Последнее возможно только, если потребитель применяет эффективные процессы оценки, выбора и мониторинга поставщиков, а высшее руководство обеих сторон применяет подходы, позволяющие уравновесить краткосрочную выгоду с долгосрочной перспективой сотрудничества, и поощряет планы поставщика и совместные планы для достижения взаимной выгоды.
К сожалению, существующая практика оценки и мониторинга поставщиков далека от вышеизложенного подхода. – Тендерные комиссии, как правило, оценивают и выбирают поставщиков по двум критериям – цена и условия оплаты, а аудиты поставщиков проводятся по накатанной тропе аудитов сертифицирующих организаций. В первом случае преследуется цель получения сиюминутной выгоды, что не поощряет поставщиков к сотрудничеству, а во втором – аудит носит обзорный характер и не выявляет области совместной работы по улучшению. Следует помнить, что аудит второй стороной не преследует цель оценки соответствия поставщика требованиям стандарта ИСО 9001, а должен быть направлен на определение мест улучшения деятельности поставщика.
По нашему мнению, эта задача может быть успешно решена путем применения каскадной системы оценки поставщика, суть которой состоит в следующем. Определяются основные показатели оценки поставщика. В свою очередь, эти показатели также оцениваются системой своих показателей (субпоказатели -1-го уровня).
Субпоказатели 1-го уровня оцениваются значениями субпоказателей 2-го уровня и т.д. В конечном итоге глубина оценки может достигать отдельных операций на каждом рабочем месте.
Наиболее важным в такой системе оценки является выбор показателей и субпоказателей и определение их значимости. Субъективизма можно избежать, применяя с одной стороны командный метод выбора (когда решения принимаются командой, состоящей из разноплановых специалистов – конструкторов, технологов, коммерсантов, снабженцев, работников службы качества), а с другой стороны - использованием большего количества уровней субпоказателей (в этом случае даже несколько неточных ответов мало повлияют на конечный результат оценки показателей самого высшего уровня). Когда показатели и субпоказатели определены, аудиторам/экспертам остается только на основании данных полученных при аудите поставщика, проставить свою оценку каждого субпоказателя самого нижнего уровня.
Приведем пример оценки виртуального поставщика «Образец».
Анализ показателей ограничим субпоказателями 1-го уровня.
Оценку поставщика и каждого показателя будем проводить по 100 балльной шкале. Классификацию поставщика и каждого показателя произведем по количеству набранных баллов:
- А-86÷100 баллов,
- В-70-85 баллов
- С-50÷69 баллов.
В качестве основных показателей выберем коммерческий показатель и показатели качества продукции, логистики и технологии – каждый со своим набором субпоказателей разной значимости, выраженной в %.
Результаты оценки каждого показателя представлены в таблице 1, а поставщика в таблице 2.
Таблица 1
1. Коммерческий показатель
Субпоказатели |
Оценка аудитора, баллы (0÷100) |
Значимость, % |
Результат оценки с учетом значимости |
Комментарии / замечания аудитора / эксперта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Уровень цен |
82 |
50 |
41 |
Нет стратегии снижения цен на продукцию |
Прозрачность цен |
70 |
20 |
14 |
Калькуляция не дает полного представления о формировании цен |
Динамика затрат |
75 |
20 |
15 |
Работа по снижению издержек практически не проводится |
Условия платежа |
10 |
10 |
1,0 |
Высокий уровень предоплаты |
Итого: |
71,0 |
2. Качество продукции
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество претензий |
99 |
70 |
69,3 |
Претензии составляют 0, 38% от общей массы поставок |
СМК |
76 |
10 |
7,6 |
Несоответствия: 1- менеджмент 2- технология 3- ремонт оборудования |
Сотрудничество в области качества |
80 |
20 |
16 |
Не выполнено предложение по упаковке и консервации продукции |
Итого: |
92,9 |
3. Логистика
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Соблюдение сроков поставки |
80 |
35 |
28 |
Не соблюдены сроки поставки в 2-х из 10 случаев |
Качество товаросопроводительной документации |
100 |
15 |
15 |
- |
Соблюдение требований к качеству |
80 |
35 |
28 |
Имело место 1 согласованное отклонение от требований |
Отказ или задержка в приеме заказа |
10 |
15 |
1,5 |
Задержка в подтверждении заказа № ХХ |
Итого: |
72,5 |
4. Технология
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ноу-Хау |
65 |
27 |
17,55 |
Нет патентов. Нет инвестиций |
Технический контроль |
90 |
13 |
11,70 |
Не все параметры технологии, влияющие на качество, контролируются; объем выборки контроля не обоснован |
Обмен информацией на стадии изготовления |
50 |
3 |
1,5 |
Не предоставляется промежуточная информация о прохождении заказа |
Документация тех. процессов |
90 |
27 |
24,3 |
Один из техпроцессов не утвержден |
Время тех. подготовки |
75 |
13 |
9,75 |
Сравним с циклом изготовления |
Открытость к внешним проверкам |
60 |
17 |
10,2 |
Не проявлена инициатива |
Итого: |
74,8 |
Таблица 2
Рейтинг поставщика «Образец»
Показатели |
Результат, баллы (0÷100) |
Классификация показателей |
Коммерческий |
71 |
В |
Качества продукции |
92,9 |
А |
Логистики |
72,5 |
В |
Технологии |
74,80 |
В |
Общий результат |
77,80 |
В |
В отличие от потребителя, основную ценность для поставщика представляет не столько итоговая оценка (в конце концов, можно и не попасть в вилку 50-100 баллов), сколько комментарии и замечания аудитора. Потому что в них содержатся указания по дальнейшему совершенствованию деятельности. Выполнив эти указания, поставщик получает возможность поднять свой рейтинг и стать постоянным поставщиком потребителя и не только того, который его оценивал.
Если обратиться к практике оценки поставщиков со стороны зарубежных потребителей, то в качестве основных показателей, помимо указанных, применяются также такие показатели как послепродажное обслуживание и быстрота реакции на запрос. Но значимость этих показателей ниже, чем использованных в нашем примере.
В заключение отметим, что существуют и другие методики оценки. Важно, чтобы каждая из них указывала на возможность дальнейшего улучшения деятельности.
Автор: Д.А. Турсунов – сеньор-аудитор ISO 9001