Канули в лету те времена, когда органы сертификации систем менеджмента (ОС) указывали на свой статус бесприбыльных, независимых, нейтральных и объективных организаций. Из определения статуса исчезло слово «бесприбыльный». Этот факт - объективное свидетельство коммерциализации сертификационных услуг. Теперь ОС, как правило, являются АО или ООО, либо частью этих АО и ООО. Получение максимальной прибыли – цель любого ООО и АО независимо от того являются они или нет ОС. Таким образом, коммерциализация – серьезная угроза независимости, нейтральности и объективности, т.е. тому, что объединяется общим понятием беспристрастность.
Требования ISO 17021
Международный стандарт ISO 17021, устанавливающий требования к органам сертификации, также указывает, что платежи клиентов за выполненную сертификацию создают потенциальный риск необъективности. Этот риск усиливает выборочный метод проверки систем менеджмента, при котором аудитор может заметить или не заметить, обратить или не обратить внимание на несоответствия, которые могут повлечь отказ в выдаче сертификата и, как следствие, потерю клиента и прибыли. Подчеркнем – потерю клиента навсегда.
Погоня за прибылью активизировала работу органа сертификации по привлечению клиентов. Составная часть этой работы – разработка и создание имиджа органа сертификации – «искусственного образа, формируемого в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия». На это тратятся немалые деньги. Нанимаются имиджмейкеры для «раскрутки» органа сертификации.
Если обратиться к рекламе органа сертификации, то можно установить, что в большинстве своем они формируют имидж органа сертификации как организации, имеющей мировое признание, мировую известность, мировой авторитет и т.д.
К сожалению, клиенты часто выбирают орган сертификации на основании рекламных материалов, т.е. на основе «искусственного образа», который, как правило, имеет весьма отдаленное отношение к качеству сертификационных услуг органа сертификации сегодня. В основе такого имиджа лежат прошлые успехи и заслуги той организации, на базе которой создан орган сертификации, часто еще до появления такого вида деятельности как сертификация систем менеджмента.
Имидж позволяет повысить стоимость сертификации тем больше, чем больше он «раскручен». Размер бонуса за имидж можно оценить по косвенным признакам – когда первоначально заявленная стоимость снижается вдвое, когда аудиторы предъявляют к оплате авиабилеты не «эконом» а «бизнес - класса» при 1-2 час времени в пути, когда просят забронировать в гостинице не стандартные одноместные номера, а номера – люкс повышенной комфортности и др.
Таким образом, известность не может использоваться в качестве критерия для оценки и выбора органа сертификации, если клиент не хочет оплачивать его имидж. Тем более что сертификаты, независимо от имиджа органа сертификации, имеют одинаковое признание на рынке.
Выбор органа сертификации
По каким критериям следует оценивать и выбирать орган сертификации?
Для ответа на этот вопрос сначала определим, что полезного ждет предприятие от аудитора на стадии сертификации и наблюдательных аудитов. Только ли положительного решения о сертификации? Прежде всего, оно ждет свежего взгляда на сложившуюся практику работы и замечаний, устранение которых принесет реальную пользу.
Для предприятия интересны также рассуждения аудитора о возможном негативном влиянии обнаруженного несоответствия, которыми он обосновывает значимость несоответствия. Конечно, этого нельзя ожидать от аудитора, профессиональное образование и опыт работы которого далеки от сферы деятельности аудитируемого предприятия. К сожалению, не редки случаи, когда, например, аудитор - юрист по образованию, ни одного дня не работавший на промышленном предприятии, но имеющий соответствующий допуск органа сертификации, аудитирует систему менеджмента металлургического завода.
Итак:
Критерий 1 – профессионализм аудиторов. Требуйте от органов сертификации предоставления объективных данных об аудиторах, подтверждающих их профессиональную подготовку и опыт работы.
Критерий 2 – признание. При оценке признания необходимо получить данные об аккредитации органа сертификации в национальном органе аккредитации, об области аккредитации (охвачена ли Ваша отрасль?), а также о наличии соглашений данного органа с органами аккредитации других стран о взаимном признании систем аккредитации и органов сертификации, аккредитованных в этих системах. Если в числе подписантов есть органы аккредитации интересующих Вас стран, то уровень признания органа сертификации соответствуют Вашему желанию. Заказать сертификацию системы менеджмента или другую услугу.
Автор: Д.А. Турсунов – сеньор-аудитор ISO 9001