ruhynlenkadeltpluk

Стоить ли «ломать копья»?

Субподряд или аутсорсингЧасто возникает вопрос, относятся ли работы, передаваемые на субподряд, к категории процессов, переданных другой организации, в понимании требования раздела 4.1 стандарта ИСО 9001:2008.

Заметим, что субподряд издревле существующая практика привлечения основным исполнителем проекта/заказа (генподрядчиком) других организаций (субподрядчиков) для выполнения отдельных производственных функций. Например, в строительстве – проектных работ, отделочных работ, в машиностроении – процессов термообработки, гальванопокрытий, механической обработки и т.п.

Причины передачи могут быть разные. Как правило, это отсутствующие или ограниченные технологические возможности, экономические факторы.

Передача определенных функций не освобождает генподрядчика от ответственности за качество и безопасность тех частей проекта, которые он передал на субподряд.

Поэтому для минимизации рисков генподрядчик производит оценку и выбор субподрядчиков, осуществляет поэтапный/поузловой контроль качества работ/продукции субподрядчиков, инициирует и контролирует выполнение коррекций и корректирующих действий субподрядчиками.

То есть делает все то, что требует стандарт для управления переданными процессами. Особенностью субподряда является его ограниченность временными рамками выполнения проекта/заказа генподрядчиком. Однако стандарт не устанавливает никаких временных ограничений к продолжительности переданных процессов.

Таким образом, субподряд смело можно относить к категории переданных процессов в понимании стандарта ИСО 9001:2008.

Обычно утверждают, что переданные процессы – это аутсорсинг, а не субподряд.

Аутсорсинг сравнительно новая (по крайней мере, в Украине) форма производственно-правовых отношений между предприятиями. По определению аутсорсинг – передача организацией на основе договора отдельных производственных функций или определенных бизнес-процессов другой организации. Порождена она стремлением быстро и достаточно гибко реагировать на колебания рынка без увеличения затрат. Принцип аутсорсинга – «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше меня».

На практике – это передача так называемых непрофильных активов и процессов с персоналом в управление аутсорсинговым компаниям (аутсорсерам). К числу таких активов и процессов относятся наем и подготовка персонала, обслуживание оборудования, разработка программных средств, технический контроль и др. Его экономической основой является сокращение численности персонала и, как следствие, увеличение выпуска продукции в расчете на 1 работника без увеличения производства продукции.

Предприятию удобно применять аутсорсинг, т.к. в случае сокращения производства оно не обременено заботой сокращения своего персонала, т.к. персонал этот не его, а аутсорсера. Ныне практикуемый аутсорсинг скорее ближе к аутстаффингу - использованию персонала, который находится в штате кадрового агентства, к лизингу персонала, к заемному труду.

Как бы мы не называли переданные процессы, важно, что предприятие должно управлять ими. Это управление должно обеспечивать соблюдение требований к качеству и безопасности продукции и выполнение контрактных обязательств в полном объеме.

Автор: Д.А. Турсунов – сеньор-аудитор ISO 9001