Серия стандартов качества ISO 9000

176 Технический комитет ISO курирует вопросы разработки и актуализации стандартов по системам менеджмента качества.

Базовыми стандартами данной серии являются:

ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества – Требования». Действует параллельно с новой версией стандарта ISO 9001:2015 на протяжении 3-хлетнего переходного периода, т.е. до 15 сентября 2018 года. Все требования ISO 9001:2008 являются универсальными и предназначены для применения во всех организациях, независимо от типа, размера и поставляемой продукции.

Стандарт определяет требования к системам менеджмента качества для организаций:

  • которым необходимо продемонстрировать свою способность стабильно поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей, а также применимым к организации законодательным и нормативным требованиям;
  • деятельность которых направлена на повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения СМК, включая процессы постоянного улучшения системы и обеспечения соответствия требованиям потребителей, а также применимым к организации законодательным и нормативным требованиям.

ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества – Требования».  Новая версия стандарта ISO 9001. Концепция стандарта не изменилась, он применим ко всем типам организаций, независимо от их размеров, типа или их ключевого вида бизнеса. Основные различия в содержании стандарта старой и новой редакции включают в себя:

  • построение на основе структуры высокого уровня, установленной в Приложении SL Директив ISO, Часть 1.
  • ясно выраженное требование о риск-ориентированном мышлении, нацеленное на поддержку и улучшение понимания и применения процессного подхода.
  • малое количество предписывающих (директивных) требований.
  • большую гибкость в отношении документации.
  • повышенную применимость к деятельности по предоставлению услуг.
  • наличие требования об установлении (определении) границ СМК.
  • повышенный упор на контекст организации (условий, в которых функционирует организация).
  • повышенные требования к лидерству.
  • больший упор на достижение запланированных результатов процессов для того, чтобы повысить степень удовлетворенности потребителей.

Стандарт предназначен для сертификации систем менеджмента качества организаций независимыми компетентными и уполномоченными на это международными и национальными органами. Подробнее о сертификации по ISO 9001.

ISO 9000:2015 «Системы менеджмента качества - Основные положения и словарь». Стандарт описывает основные принципы систем менеджмента качества и определяет соответствующие термины.

ISO 9004:2009 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации – Подход на основе менеджмента качества». Данный стандарт является руководством для организаций желающих добиться устойчивого успеха в качественном подходе к управлению уже функционирующей СМК. Он применим к любой организации, независимо от размера, типа и активности. Стандарт не предназначен для сертификации.

Дополняют серию стандартов ISO 9000 следующие документы:

  • ISO 10005:2005 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по планам качества»;
  • ISO 10006:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту качества проектов»;
  • ISO 10007:2003 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по менеджменту конфигурации»;

Несколько стандартов, касающихся вопросов удовлетворенности потребителей и пр. аспектам деятельности в рамках СМК:

  • ISO 10001:2007 «Системы менеджмента качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по кодексу поведения для организаций»;
  • ISO 10002:2014 «Системы менеджмента качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по работе с претензиями в организациях»;
  • ISO 10003:2007 «Системы менеджмента качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по разрешению спорных вопросов внешними для организаций сторонами»;
  • ISO 10004:2012 «Системы менеджмента качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по мониторингу и измерению»;
  • ISO 10008:2013 «Системы менеджмента качества. Удовлетворенность потребителя. Руководящие указания по электронным коммерческим операциям»;
  • ISO 10012:2003 «Системы менеджмента измерений. Требования к измерительным процессам и измерительному оборудованию»;
  • ISO/TR 10013:2001 «Рекомендации по документированию систем менеджмента качества»;
  • ISO 10014:2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по реализации финансовых и экономических выгод»;
  • ISO 10015:1999 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по обучению»;
  • ISO/TR 10017:2003 «Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000»;
  • ISO 10018:2012 «Системы менеджмента качества. Руководства по вовлечению людей и их компетенциям»;
  • ISO 10019:2005 «Руководящие указания по выбору консультантов по системе менеджмента качества и использованию их услуг»;
  • ISO 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

Кроме того, данную серию дополняют стандарты и технические спецификации, находящиеся под прямой ответственностью Секретариата ISO/TC 176:

  • ISO/TS 16949:2009 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности»;
  • ISO/TS 17582:2014 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ISO 9001:2008 для избирательных организаций на всех уровнях власти»;
  • ISO 18091:2014 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2008 в местных органах власти».

Тематические семинары, курсы и тренинги компании ООО «ИНТЕРСЕРТ-УКРАИНА».