Стандарт ISO 20000 был разработан для управления и обслуживания IT сервисов в 2005 году и ранее был известен как BS 15000, созданный Британским институтом стандартов (British Standards Institution - BSI). На сегодняшний день последняя его редакция вышла в 2011 году.
Стандарт ISO/IEC 20000 состоит из двух частей:
ISO/IEC 20000-1 «Information technology - Service management. Specification» - представляет собой подробное описание требований к системе менеджмента ИТ сервисов и ответственность за инициирование, выполнение и поддержку в организациях. Эта часть состоит из 10 разделов, 13 процессов, собранных в пять ключевых групп:
Процессы предоставления сервисов (Service delivery process):
- управление уровнем сервисов;
- управление непрерывностью и доступностью;
- управление мощностями;
- отчётность по предоставлению сервисов;
- управление информационной безопасностью;
- бюджетирование и учёт затрат.
Процессы управления взаимодействием (Relationship processes):
- управление взаимодействием с бизнесом;
- управление поставщиками.
Процессы разрешения (Resolution processes):
- управление инцидентами;
- управление проблемами.
Разработчики стандарта фокусируются на инцидентах, которые удалось предотвратить или успешно разрешить – управление проблемами, управление
инцидентами.
Процессы контроля (Control processes):
- управления изменениями;
- управления конфигурациями.
Процессы управления релизами (Release process):
- Управление релизами. Речь идёт о выработке новых и коррекции уже имеющихся решений.
ISO/IEC 20000-2 «Information technology - Service management. Code of Practice» - практические рекомендации по процессам, требования к которым сформулированы в первой части. Данный документ призван помочь организациям выстроить процессы для достижения целей, описанных в Части 1. Он является руководством для аудиторов и компаний, намеренных пройти сертификацию. Содержит 10 разделов. Стратегической целью стандарта ISO 20000 является снижение подверженности риску, выполнение требований договоров, демонстрация качества услуг.
Данный стандарт тесно взаимодействует со стандартами ISO 9001 и ISO 27001.
Кроме вышеуказанной взаимодействии стандарт ISO-20000 работает с библиотекой ITIL (библиотека наиболее эффективных методов организации и управления для компаний, ведущих свою деятельность в области информационных технологий, а также для любых компаний, организаций и учреждений, желающих построить эффективный процесс управления и взаимодействия как внутри компании, так и с внешними поставщиками и потребителями ее услуг). ITIL – практика описательная, а не предписывающая, поэтому она говорит, что делать, а не как делать. ISO-20000 устанавливает цели и стандарты, к которым должны стремиться процессы ITIL, потому что данной библиотеке можно следовать, а не соответствовать.
ITIL
Библиотека ITIL второй редакции состояла из семи книг, в каждой из которых описан весь набор процессов, необходимых для того, чтобы обеспечить постоянное высокое качество ИТ-сервисов и повысить степень удовлетворенности пользователей – это рекомендации основанные на передовом опыте.
- Поддержка услуг (Service Support);
- Предоставление услуг (Service Delivery);
- Планирование внедрения управления услугами (Planning to Implement Service Management);
- Управление приложениями (Application Management);
- Управление инфраструктурой информационно-коммуникационных технологий (ICT Infrastructure Management);
- Управление безопасностью (Security Management);
- Бизнес-перспектива (The Business Perspective).
Библиотека ITIL третьей версии содержит уже 5 книг:
- Стратегия услуг (Service Strategy);
- Проектирование услуг (Service Design);
- Преобразование услуг (Service Transition);
- Эксплуатация услуг (Service Operation);
- Постоянное улучшение услуг (Continual Service Improvement).
Каждая организация может адаптировать эти рекомендации под свои нужды. Права на библиотеку ITIL принадлежат Правительственному управлению коммерции Великобритании.
Сертификация ISO 20000
С выпуском данного стандарта появилась возможность IT компаниям формализовано подтвердить полноту и эффективность своей системы менеджмента IT-услугами путем сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 20000.
Существуют следующие направления сертификации по данному стандарту:
- сертификация системы менеджмента IT-услугами (получение сертификата соответствия);
- расширение охвата действующей сертификации ISO 9001;
- сертификация персонала на основе стандарта ISO/IEC 20000, что по сути является альтернативой ITIL сертификации персонала.
Существующие уровни ITIL сертификации:
- Intermediate Level - данный уровень сертификации подтверждает способность анализировать и применять концепции ITIL и умение создания/поддержке отдельно взятых процессов ITIL;
- Foundation Level - базовый уровень сертификации, который подтверждает знание основных терминов и концепций процессов ITIL v3;
- ITIL Master Level (Advanced Level) - высшая ступень сертификации в ITIL третьей версии. Сертификат «ITIL Master» подтверждает способность ИТ-специалиста применить и анализировать концепцию ITIL в новых областях;
- ITIL Expert Level - самая высокая ступень сертификации в ITIL третьей версии, доступная для получения на сегодняшний день. Сертификат «ITIL Expert»подтверждает, что его обладатель способен решать как тактические, так и стратегические задачи, возникающие в работе IT-подразделения (IT-компании).