Часть 2. Стоимость сертификационных услуг. Как снизить цену за аудит системы менеджмента?
Вот тут самое время перейти к цене. Но давайте подытожим. Если все вышеизложенное, а именно документально подтвержденная информация
- об аккредитации органа по сертификации на право проведения аудитов различных систем менеджмента в различных отраслях промышленности и услуг,
- о компетентности аудиторов и технических экспертов, осуществляющих процедуру сертификации,
- о процедуре сертификации, получения и использования сертификата и товарного знака,
- об уже сертифицированных организациях (подлинности их сертификатов)
- без труда была получена клиентом непосредственно от органа по сертификации (его представительств) или со страниц его web-сайта, значит можно считать, что основные требования, обеспечивающие качественность и легитимность его деятельности, выполнены. Вот за это и надо платить!
Конечно же, есть еще много прямых и косвенных признаков, определяющих статус сертифицирующей организации. Это и широкий спектр услуг, и количество филиалов и представительств, и доля рынка, и участие в различных ассоциациях... Обо всем этом можно более подробно почитать в материалах, приведенных в списке использованной литературы к этой статье. Но за дополнительные услуги и «славу» нужно и платить дополнительно.
Поэтому следует знать, как складывается основная стоимость услуги сертификации.
Итак, основная составляющая цены - продолжительность аудита, которая зависит от того, на соответствие каким требованиям проверяется система менеджмента, от общего количества проверяемых систем менеджмента клиента и их размеров (количества офисов, подразделений, производственных площадок, смен и сотрудников, вовлеченных в функционирование каждой системы менеджмента). Обоснованные исключения из требований стандартов уменьшают стоимость аудита (например, если организация не осуществляет проектирование и разработку новых видов продукции, то исключение этого требования означает, что п.7.3 ISO 9001 не будет проверяться). Продолжительность сертификационных аудитов всегда превышает надзорные. Отсюда формируется количество человеко-дней, необходимых для проведения аудита. Как мы уже говорили выше, этот показатель регламентируется международными требованиями (например, IAF MD 5:2009).
Далее цена складывается из стоимости дня работы аудитора и его командировочных расходов.
Последняя составляющая - стоимость регистрационного взноса за пользование сертификатом и товарным знаком, которая определяется органом по сертификации.
Обратите внимание, что мы говорим о цене сертификационных услуг, а не о стоимости договора, в калькуляцию цены которого еще обязательно войдет прибыль сертифицирующей организации и НДС! Но это не вопросы нашей статьи. Первое мы не будем оговаривать, т.к. еще в самом начале говорили о взаимовыгодных отношениях поставщиков и потребителей, а второе – законодательные требования государства. И еще, необходимо учесть, что договор на проведение услуг сертификации СМ составляется на весь период срока действия сертификата и должен сразу включать сертификационный и все надзорные аудиты.
На сегодняшний день, по информации различных источников, разброс стоимости услуг сертификации у международных органов по сертификации, действующих в Украине, составляет до 25%.
Давайте посмотрим, где же эти проценты можно оставить себе.
Итак, исходя их перечисленных составляющих стоимости услуг сертификации, цена может быть снижена за счет:
- сокращения продолжительности (и даже количества аудитов), если
- система менеджмента организации клиента содержит аналогичные элементы (например, одинаковые виды производства в филиалах, ничем не отличающуюся работу смен и пр.),
- аудит является комбинированным (т.е. проводится одновременно по требованиям нескольких стандартов),
- аудит является совместным (например, СМ оценивается одновременно в нескольких системах сертификации, таких как IAF, IRIS, УкрРСЕПРО, ГОСТ Р и др., в которых аккредитован орган по сертификации).
- сокращения расходов на стоимости работы аудиторов. Наличие достаточного количества местных аудиторов, а также аудиторов, аккредитованных по нескольким стандартам (в нескольких системах сертификации), сокращает расходы:
- на оплату стоимости работы привлеченных иностранных специалистов, которая намного выше,
- на оплату услуг переводчиков,
- на оплату командировочных расходов, которые могут сильно варьироваться в зависимости от «статусности» аудитора,
- на оплату работы технических экспертов,
- на оплату работы одного универсального аудитора, вместо группы специалистов.
- выбора органа по сертификации, у которого регистрационный сбор за пользование сертификатом и товарным знаком ниже, чем у других.
Ну и, конечно же, постоянные клиенты органов по сертификации и организаций, представляющих их интересы в Украине, могут получить дополнительную скидку на услуги сертификации при пролонгации договоров и прохождении ре-сертификационных аудитов.
Как говориться, знание – сила. Надеемся, что узнав об основных составляющих стоимости сертификационных услуг, их потенциальные потребители теперь смогут отделить «зерна от плевел» и здраво оценить рыночные предложении, не превратившись при этом в тех «скупых» покупателей, которые «дважды заплатят» за некачественные услуги.
Использованная литература:
6. Материалы сайта http://www.iso.org
7. И.М. Звягин, П.А. Никаноров «Рейтинг органов по сертификации», журнал «Стандарты и качество», №11, 2008 г.
8. Д.А. Турсунов «Об известности зарубежных органов сертификации систем менеджмента и критериях их выбора» - материал сайта https://intercert.com.ua
9. Леонид Дворкин «Диагноз органов по сертификации», журнал «Стандарты и Качество», № 12, 2004 г.
10. Д.А. Турсунов «О выборе поставщика сертификационных услуг», материал сайта http://www.klubok.net/