В журнале ММК, №5-2010, в рубрике «Коллизии аудита» изложена ситуация, в оценке которой мнения специалистов разошлись.
Выскажем наше мнение по спорной ситуации.
Цитируем вопрос службы качества предприятия, опуская не имеющие значение детали: «В ходе аудита со стороны органа по сертификации в подразделении, отвечающем за метрологическое обеспечение производства, при сравнении инвентарного перечня средств измерений (СИ) и графика их поверки аудитором были выявлены неповеренные СИ, находящиеся в эксплуатации.
На его вопрос о причинах применения неповеренных СИ персонал ответил, что данные СИ не участвуют в контроле качества продукции – поэтому поверке не подлежат. Аудитор удовлетворился полученным ответом и никакого несоответствия не зафиксировал.
Нас интересует, действительно ли он прав и никакого несоответствия п.7.6 стандарта ISO 9001 здесь нет?»
Сразу же успокоим работников службы качества – налицо грубейшее невыполнение требований п.7.6 и не только, которое должно было быть зафиксировано аудитором.
Известно, что результаты измерений имеют законную силу только в том случае, если подтверждена метрологическая исправность и класс точности СИ. При этом не имеет значения, что является объектом измерения – характеристики продукции или оборудования. Ссылка на то, что неповеренные СИ не применяются при контроле качества продукции свидетельствует о том, что персонал метрологической службы и аудитор своеобразно понимают термин «продукция».
Есть два определения этого термина – в ISO 9000:2005, п.3.4.2 и в Примечании к п.1.2 ISO 9001:2008. Из определения ISO 9000:2005 – «продукция – результат процесса». Результатом процесса ремонта является «техническое средство», соответствие характеристик которого требованиям должно подтверждаться измерениями, результаты которых имеют законную силу.
ISO 9001:2008, казалось бы, сужает область применения термина «продукция». Это было бы действительно так, если бы термин применялся к продукции, затребованной только внешним потребителем. Но стандарт не делает этого ограничения, так как существуют еще и «внутренние» потребители – процессы и работники, каждый из которых является потребителем продукции (услуг) своих предшественников. Требования к этой продукции - нормированные и, следовательно, результаты ее измерения должны иметь законную силу.
Для аргументации своего решения о выявленном несоответствии аудитор мог бы указать на то, что поскольку в процессе ремонта применялись неповеренные СИ, возникает сомнение в том, что:
- оборудование для процессов обеспечит «должное соответствие требованиям к продукции» (п.6.3);
- для создания продукции применяется «подходящее оборудование» (п.7.5.1 с);
- для специальных процессов утверждено «соответствующее оборудование» (п.7.5.2);
- предприятие способно «выполнить установленные требования» потребителей (п. 7.2.2.с).
В заключении следует напомнить, что поверка СИ внешними уполномоченными организациями может относиться не ко всем СИ.
Например: СИ, результаты измерений которыми указываются в документе о качестве, обязательно должны подвергаться метрологической поверке. А СИ, применяемые в процессе ремонта оборудования, могут проходить процедуру калибровки, которую выполняет предприятие. Калибровка и поверка СИ – составные части системы обеспечения единства измерений, которые обеспечивают законную силу результатов измерений.
Автор: Д.А. Турсунов – сеньор аудитор ISO 9001