ruhynlenkadeltpluk

«…как бы Вы ни были хороши или удачливы и как бы
Вы ни были умны и ловки, Ваше дело и его судьба
находится в руках тех людей, которых Вы нанимаете»

Акио Морита, президент компании «СОНИ»

 

Рабочая сила действительно все больше и больше трансформируется в капитал, вследствие увеличивающихся затрат на образование и увеличивающейся длительности образовательного цикла, обеспечивающего необходимую квалификацию труда.

Качество образования становится ведущим фактором в проблеме управления вообще и в проблеме управления качеством, в частности.

Как - то спросили японского профессора Х. Цубаки: «В чем секрет успехов Японии в области качества - в использовании статистических методов, методов Тагути, кружков качества или чего-то еще?»

Он ответил: «Все, что вы перечислили, играет свою роль, но, пожалуй, самое главное - это прекрасно поставленная система обучения персонала как внутри, так и вне предприятия, а также особая система мотивации».

Многообразие и сложность задач, возникающих в процессе разработки, внедрения и управления качеством на предприятии, предъявляют повышенные требования к уровню специальных знаний и умению работников.

Подготовка персонала в области качества - это деятельность администрации предприятия по обеспечению готовности персонала к выполнению работ в соответствии с требованиями системы качества. Как показывает опыт, подготовка персонала должна осуществляться на основе принципов всеобщности, обязательности, непрерывности и иерархической последовательности.

Принцип всеобщности означает, что подготовка в области качества охватывает все уровни персонала предприятия - от его высшего руководства до рабочего.

Принцип обязательности - обучение и повышение квалификации в области качества является служебной обязанностью каждого работника предприятия.

Принцип непрерывности: обучение и повышение квалификации работника предприятия рассматриваются как планомерный и непрерывный процесс, направленный на его профессиональный рост.

Принцип иерархической последовательности подразумевает, что подготовка персонала в области качества начинается с высшего уровня, и обучение каждого ниже-следующего уровня ведется только после подготовки вышестоящего уровня.

Персонал - это ключевой генерирующий элемент производительных сил. Его профессионализм и активность приводят в действие средства производства и в решающей степени определяют эффективность производства.

Согласно стандартам ИСО серии 9000 подготовка в области качества должна охватывать все уровни персонала предприятия: руководящий и исполнительный персонал, техников, производственных контролеров и рабочих. Каждый сотрудник предприятия вне зависимости от того, на какой ступени служебной иерархии он находится, должен понимать возложенные на него обязанности в области качества, представлять свою роль в системе качества и последствия плохой работы.

Главное в подготовке руководящего персонала заключается в том, чтобы он понял основные принципы системы качества и приобрел умение принимать эффективные решения, касающееся ее разработки, внедрения и функционирования. Деятельность руководящего персонала должна быть ориентирована на формирование политики в области качества и создание надлежащих условий для ее реализации. Совершенно очевидно, что подготовка руководителей предприятия должна предшествовать подготовке других категорий работников.

Недаром в Японии программы массовой подготовки промышленного персонала в области качества охватывают сотни тысяч управляющих на всех организационных уровнях и во всех подразделениях фирмы. Известно, что на обучение управляющего высшего и среднего звена в этой стране ушло целое десятилетие (до начала 60-х годов). Лишь после этого началась подготовка других категорий работников.

На сегодняшний день в Японии создан самый высококвалифицированный персонал - с точки зрения владения методами обеспечения качества и их применения. Именно это стало оной из определяющих причин японского феномена качества.

Подготовка исполнительного персонала, включающего в себя специалистов, имеет целью обеспечить его вооруженность современными методами решения вопросов качества. Эта категория работников должна обладать способностью решать все методические вопросы, связанные с реализацией функций системы качества. Подготовка специалистов не должна замыкаться только на тех, кто непосредственно отвечает за качество. Ее должны пройти и те, кто занимается маркетингом, проектированием, технологией, экономикой и т. п. При этом особое внимание должно уделяться методам анализа и оценки затрат на качество, методам функционально-стоимостного анализа, статистическим методам, методам проведения исследований.

Подготовка технического персонала ориентирована на его более активное участие в системе качества. При этом особое внимание уделяется подготовке в области сбора и анализа статистической информации о ходе технологических процессов.

Все производственные контролеры и рабочие проходят всестороннюю подготовку, обеспечивающую приобретение методов и навыков, необходимых для правильного выполнения рабочих процедур с использованием соответствующих инструментов, оборудования и механизмов, чтения и понимания технической документации. При подготовке обеспечивается однозначное понимание взаимосвязи между обязанностями работников, качеством и техникой безопасности на рабочих местах.

Повышение квалификации в области качества становится в современных условиях объективно необходимой частью производственной деятельности и уже не рассматривается только как желательная, но необязательная форма этой деятельности. В современных условиях нежелание работников повышать свою квалификацию расценивается как нарушение производственной деятельности.

Следует отметить, что, к сожалению, еще на многих отечественных предприятиях руководители и специалисты не обладают достаточной квалификацией для выполнения функций в области качества.

Некомпетентность этих работников не-безобидна, она представляет серьезную опасность, ибо, как утверждал знаменитый французский писатель Шатобриан, «действие, которое опирается на незнание, есть преступление». Именно недостаточность знаний руководителей и специалистов является причиной ошибочных решений и неспособности предприятия, в конечном счете, обеспечить требуемое потребителем качество продукции. Одно из правил Дж. Джурана гласит: «Любая проблема на 85% определяется системой, а на 15% - рабочими».

Человек, имеющий определенный запас новых знаний «вырастает из старых одежек», невольно вступает в противоречия (в зависимости от направленности полученных знаний) со сложившимися производственными отношениями, существующими технологическими или управленческими процессами, активно влияет на качество выпускаемой продукции. Избавится от устаревших, годами сложившихся стереотипов, можно только получив новые.

Автор: Д.А. Турсунов