ruhynlenkadeltpluk

«Не из каждой тростинки можно сделать свирель»

Т. Фуллер

«Что дёшево обходится, мало ценится»

М. Сервантес

 

Рыночная экономика преподнесла нашим снабженцам сюрприз – необходимость выбирать поставщиков сырья, материалов, запасных частей и т.д. Раньше надо было доставать, пробивать, ставить магарыч, преподносить презенты, а теперь оценивать и выбирать. Выбрал – получи презент.

Но во что обходится предприятию выбор поставщика с презентом?

Например, завезли некачественное сырьё – простои вагонов, рассортировка сырья, тяжба с поставщиками. Всё это влечёт задержку пуска сырья в производство и, как следствие, угрозу срыва сроков поставки продукции потребителям. Срыв сроков поставки – это штрафные санкции. Решили запустить некачественное сырьё в производство – это удлинение технологического цикла, увеличенные расходные коэффициенты, повышенная отбраковка. А учитывая, что контроль продукции носит выборочный характер, - повышенный риск отгрузки дефектной продукции. И снова расходы, расходы, расходы. Сначала на командировку к потребителю, потом на снижение сортности или переадресовку груза другому заказчику, на производство и догрузку продукции для восполнения забракованной части, и опять штрафы.

В странах, где предприятия уже давно работают в рыночных условиях, заменили поставщика с презентом на поставщика с оценкой. Выбрал с оценкой 12 баллов по школьной системе и никаких забот. - Сырье придет во время и по качеству в полном соответствии с требованиями технологии. Но для того, чтобы оценить каждого поставщика, необходимо разработать метод оценки, как в школе, - нет ошибок, получай наивысший балл, не тянешь ни по одному предмету – исключаешься из списка поставщиков. Если середнячёк – работай с ним, чтобы подтянуть до более высокого уровня. Он потом тебе будет благодарен.

Так вот, разработка и применение такой системы оценок, мягко говоря, не воспринимается работниками отделов снабжения. А стандарт говорит о том, что в условиях рыночной экономики это надо делать обязательно. Иначе прогоришь. Кстати говоря, не редки случаи, когда зарубежные бизнесмены прежде чем вступить в деловые отношения с партнёром в Украине, спрашивают: «А кто Ваши поставщики?» И на этот вопрос надо не просто назвать поставщика, а дать его оценку. И это понятно. Ведь поставщик влияет на качество и сроки поставки заказанной продукции.

На рынке много поставщиков. Среди них старые партнёры, новые изготовители, посредники, ООО, частные предприниматели.

Первое, что надо сделать – дифференцировать поставщиков по группам – традиционные поставщики, новые поставщики – изготовители, посредники.

Давних партнеров необходимо оценить как минимум по трем параметрам – качество, соблюдение сроков поставки, цена. Данные о качестве есть в службе входного контроля, а остальное есть у снабженцев.

Далее проанализировать данные и выставить оценки. С кем были проблемы - информировать их, возможно, разработать программу совместных действий. Иными словами, понудить их к улучшению качества работы. Тех, у кого всё в порядке, информировать об этом, уменьшить или полностью исключить входной контроль и за счет сокращения расходов, частично поднять цену, т.е. стимулировать поставщика.

Новых изготовителей – поставщиков необходимо изучить более основательно.

Выехать на место, ознакомиться с технологией, с системой качества, работой ОТК. Собрать отзывы других заказчиков. Не грех поинтересоваться формой собственности, экономическим состоянием. Если это ООО, то каков его уставной фонд? Если он намного меньше стоимости закупаемых материалов, то ни в коем случае не производить предоплату в сумме, превышающей уставной фонд. Ведь ответственность ООО несет в  пределах только уставного фонда. Можно увеличить объем входного контроля и т.д.

Одним словом, предусмотреть в методике оценки всё, что максимально уменьшает риск своего предприятия.

Но если Вы выбрали поставщика, то это не означает, что работа с ним ограничивается оценкой. Рынок всегда полон неожиданностей. Для Вашей продукции может сложиться неблагоприятная конъюнктура цен. Чтобы сбыть продукцию, необходимо снизить цену, но не себе же во вред. Надо смотреть, где же резерв снижения затрат.

Он может быть в стоимости закупаемой продукции. Так что, обращаться к тому, кто продает дёшево, но плохого качества?

Это вызовет новые проблемы, о которых говорили раньше. Нет, надо работать с хорошим поставщиком. Совместно искать пути оптимизации затрат, ресурсов и, следовательно, цен поставщика. Необходима совместная работа с поставщиком по поиску возможных решений, выгодных для обеих сторон. Требуется взаимное понимание проблем и поиска выхода из них на основе ясного и открытого диалога, объединения знаний и ресурсов для разработки совместных действий по улучшению и выходу из ценового тупика.

Основной принцип работы с поставщиками, сформулированный в стандартах ISO серии 9000 говорит о том, что работа с ними должна строится на партнерских взаимовыгодных отношениях. Предприятие и его поставщик должны жить как муж и жена – в полном согласии и мире.

Автор: Д.А. Турсунов