ruhynlenkadeltpluk

«Одно из ценнейших свойств ума – вовремя сообразить, что важно»

Б. Гарсон

«Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград»

Л. Бетховен

 

Это последняя заметка из цикла, рассказывающего о стандартах ИСО серии 9000. Не случайно каждой статье предшествует эпиграф – высказывания великих людей прошлого. Каждый из эпиграфов – житейский опыт, сформулированный в виде житейского закона.

Мы хотели показать, что стандарты ИСО серии 9000 аккумулируют этот опыт, накопленный веками и, по сути, являются сводом законов, которым должно руководствоваться любое предприятие для достижения успеха.

Эти законы жизни в каждом из нас заложены генетически. И каждый нормальный человек вольно или невольно, сознательно или несознательно используют их в семейной жизни. Ведь семья – это тоже маленькое предприятие – ячейка общества. Вдумайтесь и проанализируйте свои действия в жизни. Все они направлены на достижение успеха.

Сначала каждый из нас хочет выгодно продать себя, свои знания и опыт. Для этого он тщательно выбирает потребителя.

Когда эта цель достигнута и появился заработок – финансовые ресурсы, человек ставит цель обустроить свою жизнь. Пища, квартира, свет, тепло, одежда – это тот минимум, который каждый себе стремиться обеспечить. Когда цель достигнута, появляется стремление (новая цель) улучшить свой быт – приобрести цветной телевизор, дачу, машину, проводить свой отпуск в приятных для взора и души местах. Для этого нужны деньги. И каждый из нас стремиться повысить свою квалификацию, проявить инициативу, чтобы потребитель нашего труда – работодатель заплатил за наш труд больше. Оглянитесь назад и проанализируйте свой путь от разнорабочего до рабочего высокой квалификации, от мастера до начальника участка или цеха, от инженера до руководителя лаборатории, отдела, управления и т.д.

Ведь не за красивые глаза далось всё это. Желание жить все лучше и лучше заставляет нас работать все больше и больше, расширять круг своих обязанностей и полномочий. И если вначале объектом нашего управления, образно говоря, была метла и лопата, то с течением времени – станок, агрегат, коллектив.

В процессе движения вперёд мы взаимодействуем с окружающим миром: тщательно оцениваем и выбираем, что и у кого купить, где и какое получить образование, у кого и с кем работать, кому, сколько и за что заплатить. Мы каждый раз тщательно считаем деньги. Мы огорчаемся, если наши расчеты на качество, надежность и удобство не оправдались и принимаем соответствующие корректирующие решения («лучше вначале заплатить дороже, зато потом голова болеть не будет» и т.д.). То - есть делаем все то, что просто обязано делать любое предприятие, чтобы развиваться.

В развитии предприятия лежит интерес каждого из нас, так как это обеспечивает нашу материальную стабильность и возможности роста. Поэтому среди множества целей, которые стоят перед нами, приоритетной должна быть цель – обеспечить успех предприятия. Как генеральный директор, так и каждый из нас на своем рабочем месте должен ставить и понимать цель своей деятельности, планировать и работать над достижением цели, проверять качество своего труда, анализировать полученные результаты, если необходимо, проводить усовершенствования и, когда цель достигнута, ставить новые цели. Этот цикл от достижения цели к постановке новой цели обеспечивает прогресс.

Конечно, на таком многоплановом, сложном по структуре предприятии, каким является комбинат, между работником и генеральным директором «дистанция огромного размера». И работник не всегда видит и понимает свою роль в реализации планов комбината. Например, работник агломерационной фабрики может не усмотреть своего влияния на процесс реконструкции, скажем цеха холодной прокатки. А влияние одно – через затраты и доходы, т.е. через деньги. Делай свою работу, как предписывает должностная или технологическая инструкция – меньше будет отсортировки, а значит, меньше потерь. Таким образом, сэкономишь копейку, которая улучшит возможности финансирования реконструкции. Ведь из копеек складываются гривни из гривен сотни и т.д.

Главное - считать минуты и деньги и направлять свой творческий потенциал на то, чтобы экономить время и деньги. Ведь время это тоже деньги.

Не только информировать, но и достигнуть понимания каждым работником личной ответственности в достижении задач и целей предприятия – главная задача руководителей всех рангов.

Человек большую часть своего бодрствующего времени проводит на работе и от того как он относится к делу, зависит многое. Можно иметь прекрасное оборудование, технологию, но человеческий фактор определяет результат. Недаром, заходя в магазин за очередной покупкой, мы интересуемся, а кем и где изготовлен товар. Человек – это тоже ресурс.

Но если материальные ресурсы поддаются измерениям, путем которых всегда можно определить вес, размеры, свойства и достаточно точно спрогнозировать их поведение в эксплуатации, то человек – это вещь в себе.

Задача руководителей – вовлечь работников в процесс улучшений, сделать так, чтобы им хотелось идти на работу не только ради зарплаты, но и для того, чтобы внести свой вклад в рационализацию, в успех общего дела.

Конечно же, не все идеи хороши, однако, как сказал А. Эйнштейн: «Нужно иметь много идей, чтобы среди них оказалось несколько хороших». Следовательно, необходимо создавать условия для выражения и сбора идей.

Только вовлеченность и увлеченность человека любимым делом способны раскрыть все его свойства и показать, на что он способен. Когда это достигнуто, можно с уверенностью сказать, что предприятие не только выживет, но и будет самосовершенствоваться независимо от обстоятельств, которые его могут ждать в условиях свободной конкуренции.

О том, что надо делать и какие методы применять, чтобы добиться понимания того, что предприятие – это тоже семья и что на предприятии должны также работать житейские правила и законы, как раз и говорят стандарты ИСО серии 9000.

Автор: Д.А. Турсунов